Как бороться с неплательщиками

 

Злостные неплательщики коммунальных услуг - как бороться, какие меры применить. Куда жаловаться на неплательщиков за ЖКУ. Порядок взыскания задолженности в досудебном порядке. Как бороться с должниками за коммунальные услуги, способы борьбы, правомерны ли действия управляющей компании по отключению услуг, образец претензии.

Почему граждане становятся неплательщиками коммунальных услуг

Как видите, выше были приведены субъективные причины, по которым владелец квартиры не может произвести оплату коммунальных услуг в срок. Помимо них, также присутствую и объективные причины.

Субъективные причины не уплаты:

  • низкий уровень дохода;
  • получение дохода после 10 числа;
  • высокий уровень сезонных расходов – новогодние праздники, летнее время отпусков, сборы детей в школу и т.д.;
  • несобранность плательщиков, т.е. забывчивость уплаты платежей в срок;
  • физическое состояние гражданина – оплата невозможна без посторонней помощи;
  • временное отсутствие в населенном пункте, где расположена квартира.

Объективные причины не уплаты:

  • не соответствие высоких тарифов за КУ с их качеством, частое изменение стоимости и платежных реквизитов;
  • неверное начисление сумм – квартиросъемщик имеет право получить полную информацию за что и каким образом производится начисление и в случае несогласия-оспорить;
  • слабая система оповещения по платежам – не дошедшие квитанции до хозяина квартиры;
  • долгое оформление различных льгот и субсидий – несколько месяцев начисление может производится по старым тарифам;
  • низкий уровень информированности населения о штрафных санкциях за неуплату. Именно этот пункт стоит рассмотреть отдельно.

Виды задолженности по коммунальным услугам

Перед тем, как выяснить, какие причины способствую неуплате коммунальных платежей, следует понимать, какие бывают виды задолженности. Меры воздействия напрямую зависят от вида долга.

Виды задолженности по коммунальным услугам:

  • текущая – задолженность, образовавшаяся с 1 по 10 число текущего месяца (согласно ст.155 ЖК РФ, оплата должна производиться до 10 числа следующего за месяцем, который необходимо оплатить, если иное не устанавливает ТСЖ или управляющей компанией) – штраф и санкции не применяются, т.к. не ущемляются права кредиторов;
  • просроченная – задолженность, срок оплаты которой уже наступил и прошел (наступает с 11 числа следующего месяца, если иное не установлено договоренностями с компанией, обеспечивающей обслуживание дома).
  • Задолженность до 3 месяцев – работа с неплательщиками еще не проводится, начисляются лишь пенни. Не уплата вызвана, например, получением зарплаты после 10 числа.
  • Задолженность от 3 до 12 месяцев – сознательное уклонение от уплаты.
  • Задолженность от 12 месяцев и выше – сумму погасить должникам невозможно. Не уплата связана с нестабильным или низким доходом, невозможностью производить оплату КУ из-за юридических (отсутствие/смена номера лицевого счета кредитора) или практических препятствий.

Какие меры применить, как бороться с теми кто не желает вовремя оплачивать квартплату

Разумеется, что воздействовать на таких недобросовестных граждан можно и нужно. Конкретные меры воздействия могут быть осуществлены как собственниками других жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, судом, юридическими лицами, именуемыми управляющими компаниями и др.

Принуждение по оплате коммунальных услуг происходит в несколько этапов:

  • уведомление о наличии задолженности;
  • требование о погашении суммы долга;
  • уведомление о начислении по платежам штрафных санкций;
  • претензия о досудебном урегулировании спора;
  • уведомление о направлении иска в суд.

Данные акты могут быть направлены не только управляющей компанией, но и товариществом собственников жилья. Эти документы создаются в письменной форме.

Нужно отметить, что все вышеописанные документы могут быть посланы неплательщику уже с момента просрочки за один месяц. Право на обращение в суд появляется только после признания неплательщика злостным, а именно по истечении шести месяцев подряд.

Неформальные методы воздействия на должников по ЖКУ

Разумеется, что помимо законных досудебных способов урегулирования спора, применяются и неформальные изощренные методы воздействия на задолжника.

Это, прежде всего, применение бесед, которые, в некоторых случаях, служат способом устрашения. Неформальные методы воздействия можно применить далеко не для всех задолжников. Нужно учитывать их моральные и психические особенности. Как правило, это разные малозащищенные слои населения, обладающие низким уровнем грамотности.

Способы работы по взысканию долгов в этой ситуации следующие: проведение бесед о возможном отключении электричества, его неформальное отключение, запугивание по поводу передачи долгов коллекторам, изъятию детей, лишению свободы и др.

Виды задолженности, по которым проводится работа с должниками

В зависимости от сроков исполнения обязательств, задолженность по квартплате дифференцируется на несколько видов:

  • Текущая – незакрытые долги за один расчетный период. Возникает, даже если срок оплаты еще не завершен. Так, в силу 155 статьи ЖК РФ, ежемесячно требуется вносить за поставленные услуги не позднее 10 числа, при этом счет выставляется за истекший календарный месяц. Таким образом, даже в случае своевременной оплаты жилья и услуг 10 числа, в период с 01 по момент поступления средств будет числиться текущая задолженность. Меры воздействия на граждан с текущим долгом не применяются, ведь права кредитора такое положение не нарушает.
  • Просроченная – неисполненные обязательства, по которым уже истек срок для оплаты. Если управляющая компания, товарищество или иная жилищно-эксплуатационная организация не изменили дату расплаты, то уже с 11 числа месяца, следующего за расчетным, возникает просрочка. С момента образования задолженности в отношении неплательщика применяются не профилактические и стимулирующие меры, а меры воздействия – пеня за просрочку.

Чтобы проработать результативную программу по избавлению просроченной задолженности, требуется досконально знать классификацию долгов по срокам их погашения.

Причины, по которым граждане становятся неплательщиками коммунальных услуг

Фото 2

Условно выделяют три причины, почему не платят за коммунальные услуги:

  • социальные – когда доходы семьи не позволяют своевременно осуществлять все выплаты, а оформить субсидии по ряду причин невозможно. Как правило, это семьи с детьми, где сумма общих ежемесячных доходов не может покрыть расходов на каждого из ее членов. Фактически людям приходится выбирать между продуктами питания и необходимой одеждой и оплаченными квитанциями за свет и воду;
  • физические – когда главный зарабатывающий в семье внезапно заболел, попал в больницу, лишился работы и в одночасье оказался неплатежеспособным, хотя до этого задолженностей не имел;
  • психологические – когда гражданин попросту отказывается что-либо платить государству, не считая себя обязанным делать это, или же в квартиру вселились бывшие члены семьи и создался конфликт.

Исходя из этого, бывают просроченные платежи – их задерживают, но все же выплачивают, иногда в неполном размере, и тогда долг все равно растет из месяца в месяц, — и систематические невыплаты, когда задолженность не погашается более трех месяцев и до нескольких лет.

В зависимости от причины неуплаты принимаются соответствующие меры по взысканию долга. Как УК борются с неплательщиками коммунальных услуг рассмотрим далее.

Интересный факт: Установлено, что пенсионеры и семьи с доходом ниже среднего редко являются неплательщиками коммунальных услуг – они пользуются льготами и субсидиями. В то время как частный предприниматель, имеющий свой малый бизнес, оказывается в списках должников из-за систематических просрочек.

Участие коллекторских агентств

С начал действовать новая редакция ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Закон установил жесткие требования к работе коллекторских агентств, но вместе с тем оставил брешь в регулировании взыскания задолженности по услугам ЖКХ.

Долговой пакет по коммуналке может продаваться коллекторскому агентству, или УК вправе принимать таких специалистов в штат с соответствующей оплатой. Основным инструментом, который есть в арсенале таких взыскателей – убеждение (беседы, советы и т.д.). Это закрепляет закон, но нередко такие лица перешагивают черту закона и от убеждения переходят к принуждению.

Несмотря на то, что задолженность по ЖКХ – новая ниша для коллекторов, все больше агентств перекупают долговые пакеты, а некоторые и вовсе специализируются только на этом виде долгов. Эта тенденция продолжится и в 2019 году, поскольку сфера, с точки зрения работы коллекторов, очень перспективная, при минимуме затрат максимум отдачи. Коллектор при работе над долгом получает широкую персональную информацию, которая является эффективным инструментарием в получении результата.

Способы борьбы с неплательщиками коммунальных услуг

Бороться с неплательщиками коммунальных услуг сложно, что объясняется лояльным отношением государства по отношению к лицам, имеющим по тем или иным причинам задолженности перед ЖКХ. Существует слишком мало законов, за нарушение которых можно в этом случае привлечь к ответственности через суд. Но даже если удается их применить, закон о неплательщиках коммунальных услуг стоит на стороне населения. Задолжники имеют сильную поддержку со стороны органов социальной защиты населения и, так или иначе, выигрывают дело. Их принуждают к выплате долга, но в самой щадящей форме, со множеством скидок и поблажек, вплоть до списания части долга. Потому сотрудники ЖКХ вынуждены идти на такие меры:

  • предупреждение – вначале это просто письмо-уведомление, потом телефонный звонок и визит;
  • начисление пени;
  • отказ в неоплаченной коммунальной услуге – обрезка электрокабеля, заглушка на канализации или трубах отопления и т.д.;
  • судебные разбирательства;
  • арест имущества;
  • выселение.

Есть и другие меры, которые взыскатели, изощряясь, выдумывают сами, так, чтобы и закон не нарушить, и пристыдить неплательщика.

А теперь поговорим о мерах борьбы с неплательщиками коммунальных услуг.

Личные разговоры и письма
Существует шаблон, который рассылается всем уже с первого дня просрочки платежей. Вежливое обращение и напоминание о выплатах срабатывает лишь тогда, когда человек по рассеянности пропустил день оплаты. Обычно на письма не реагируют, и тогда сотрудники водопроводной или канализационной службы отправляются на дом к неплательщику. Проводится работа с неплательщиками коммунальных услуг, им разъясняются их обязанности и последствия неуплаты долга.

Судебное разбирательство
Если долг по какой-либо услуге превысил сумму в размере трех месячных выплат за эту услугу, на неплательщика может быть составлен иск и передан в суд. При этом взыскать можно задолженность за последние три года. Также взыскивается начисление пени и судебные издержки. Злостные неплательщики коммунальных услуг, как правило, ставят в противовес тот факт, что ЖКХ не заключал с ними договор, что они не являются членами ЖКХ или ТСЖ, что они не голосовали за ставки, установленные ЖКХ на обслуживание дома. Если ответчик докажет, что он действительно неплатежеспособен, так как болеет, не получает своевременно зарплату и т.д., то суд хоть и выиграет, но будет вынужден признать его легальным неплательщиком, что не дает абсолютно ничего для ЖКХ, кроме потерянного времени и судебных расходов. Были случаи, когда ответчик получал компенсацию за принижение его чести и достоинства, в то время как он и так страдает от собственной материальной несостоятельности. И тогда взыскание долгов с неплательщика коммунальных услуг становится попросту невозможным.

Отключение предоставляемых услуг
По закону коммунальное хозяйство имеет право отключить неплательщику любую услугу – но только ему, а не всему подъезду или дому. Но вначале нужно уведомить об этом должника. Если в течение трех дней он не погасил долг, услуга отключается полностью или частично (канализация).

Начисление пени
Обычно размер пени составляет 1% от суммы долга, начисляют ее за каждый день задержки. Как показывает практика, такая мера дает результат, только если должник платежеспособен, но по каким-либо причинам распорядился своими средствами не в пользу оплаты коммунальных услуг.

Выселение из квартиры
На данный момент практикуется очень редко, так как почти всегда возникают веские причин, по которым выселение невозможно. Но бывали случаи, когда при полугодичной задолженности ЖКХ передавал дело в суд и неплательщиков коммунальных услуг на самом деле выселяли в общежитие или частный сектор.
Стоит знать: выселение затруднительно, если квартира приватизирована, и абсолютно невозможно, если в ней прописаны несовершеннолетние дети. При этом на отключение коммунальных услуг – электроэнергии, воды, канализации – запретов нет.

Невыезд заграницу
Все неплательщики с недавних пор попадают в «черные списки» ОВИРа неплательщиков коммунальных услуг и таможни. Им могут открыть визу и даже позволить добраться до границы. Но пересечь они ее не смогут, пока не оплатят свой долг. Или же должников поджидают на обратном пути из «шоп-туров» и конфискуют весь товар, удерживая его до тех пор, пока долг не будет погашен.

Арест имущества
Это также весьма действенная мера – ЖКХ имеет право конфисковать технику, автомобиль и прочие ценные вещи, на покупку которых у неплательщика средства есть, а вот на выплату коммунальных услуг – нет.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zakondoma.ru/upravlenie/kak-borotsya-s-dolzhnikami-za-kommunalnye-uslugi-pretenziya-ot-uk-tszh.html
  • https://yurzona.ru/zhkh/borba-s-neplatelshhikami-kommunalnyh-uslug-problemy-i-praktika-vzyskaniya-dolgov-obrazets-pretenzii-po-zadolzhennosti.html
  • https://moydolg.com/debt/zhkh/borba-s-dolzhnikami-za-kommunalnye-uslugi.html
  • http://o-nedvizhke.ru/zhkx/neplatelshhiki-kommunalnyx-uslug-chto-s-nimi-delat-kak-borotsya-zakonodatelnaya-baza.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий